Блог
Отредактировано и дополнено.
Вот снова стемнело, и я возвращаюсь домой с тренировки. Вспоминая как ребята-танцоры готовились к важному концерту, важному танцевальному выступлению в своей жизни. И снова, по команде хореографа включилась музыка, и они начинали свои движения, а внутреннего импульса, так и не было. Танец, который исчез с первой же секунды, так и не начав жить. 4 минуты беготни по площадке, и ничего так и не случилось, ничего так и не произошло, только усталость в телах, и непонятность происходящего, с внутренним желанием, скорее это всё закончилось.
Я иду по незнакомой улице, перебирая ногами опавшую осеннюю листву и вдыхаю аромат морозной осени. Я не люблю автомобили в такие моменты жизни. Если вдруг пожелаю остановиться или свернуть- сделаю это, мгновения останавливаются…. Да, я припоминаю эту улицу, многие годы гулял по ней, но никогда не видел её такой, как сегодня. Она прекрасна и всегда неповторима, и вот, я, хореограф с приличным опытом, так и не знаю, как передать танцорам то, что чувствую сам. Дорога в постановочном танце им известна заранее, и потому наверное скучна и не интересна.
И вдруг я в очередной раз понял, что мы разные, разные не только как индивидуальности, со своим вкусом и темпераментом.
Жизненный опыт, количество и качество тренировочного процесса, самоанализ с терпением и четко поставленной целью, виденье танца и понимание себя в нем- все это существенно отличает как танцоров , так и хореографов.
Если оглянуться назад, и посмотреть на себя, скажем года 2 назад, то можно увидеть разницу, мы изменились. Изменения коснулись не только физического тела. Если мы находились в процессе выбранного дела, то заметим, что изменился подход к тренировкам и к людям, могут изменяться или выкристаллизовываться цели. Виденье себя, выражение себя, отношение к окружающему миру становиться другим. Это здорово.
Быть хореографом- это не только закончить университет, быть хореографом- это путь всей жизни, где вместе с обучением других, ты учишься, учишься и учишься сам. Учишься не только высоко поднимать ногу, но и развиваешь свою музыкальность и ментальность, совершенствуешь композиционное виденье, абстрактное и образное мышление. Через множество техник и танцевальных направлений мы постепенно, шаг за шагом познаем танец, как вид искусства.
Ведь произнести сказанные ранее слова: “Танец- это искусство”- это одно, и совершенно другое познать, выдавить это из себя самому. Тренировка тела танцора- это самая первая ступень в познании танца как искусства. Что же это за путь такой- быть хореографом, и существуют ли некие критерии уровня и мастерства на этом пути?
Как знать, продвигаемся ли мы на пути или топчемся на месте?
Знакомясь с семью уровнями хореографа мы сможем проанализировать себя, и по своим действиям, виденью, целям, и выстроенной концепции внутри себя увидеть ступень на которой сейчас находимся.
Первый уровень – это хореографы, которые показывают своим ученикам, как двигать телом.
Сегодня огромное количество танцевальных направлений, начиная от брейк-данса и заканчивая контемпорари. В зависимости от своего темперамента, визуального вкуса, и желания родителей дети приходят на выбранный стиль танца. Внешняя форма движений, ритм музыки не имеют значения. Начинающих танцоров учат управляться со своим телом, сначала посредством разминки, потом заучиванием определенных комбинаций, чаще под счет хореографа.
Хореограф, который сфокусирован, и учит своих воспитанников управлять только телом находится на первой ступени.
Вторая ступень хореографов учит как развивать тело, чтобы двигать телом. Это ремесленники своего дела, то есть танца. Внешнее поведение и способы одеваться заимствованы у других хореографов этого дела.
Хореографы второй ступени уже понимают, что недостаточно учить управлять просто телом. Кроме вопроса что делать, ставиться вопрос как сделать то или иное движение, больше обращается внимание на точность и чистоту исполнения, и главное- найдены навыки и способы развития гибкости, силы и скорости у своих учеников. Как правило, коллективы хореографов второй ступени уже активно посещают танцевальные конкурсы, и добиваются побед.
По своей сути танцевальные конкурсы- это спорт, они еще далеки от искусства. Соперничество является основополагающим фактором, а критерии оценок для победителей сосредоточены вокруг технического арсенала исполнителей и групп.
Оценивать танец как искусство, в основе которого художественный образ невозможно и непостижимо.
Хореографы второй ступени ценители красоты линий и форм, то чем они занимаются можно назвать хореографией или современной хореографией.
Хореография- это красиво писать телом в пространстве.
Танец- это выражать художественный образ с помощью тела в пространстве.
А это разное!
Если вы все чаще и чаще обращаете свое внимание на внутреннюю составляющую хореографии, стараетесь с помощью тел танцоров и художественных форм выразить идею или образ, то знайте- Вы на третьей ступени хореографа. Здесь уже появляется мастер: человек-хореограф, увидевший за формой содержание, пробуждается умение выражать чувства посредством тела. Такой хореограф становиться более восприимчив к окружающему миру.
Хореограф третьей ступени уже рассматривает форму и линии как средство, а не цель, и учит танцоров распознавать и выражать энергию (эмоции, стиль, образ, замысел...) Однако хореографы этого уровня ещё сами не имеют чётко раскрывшегося собственного стиля и чаще опираются на примеры других хореографов.
Все вышеперечисленные ступени хореографа относятся не только к обучению, но и к постановке танца или хореографической миниатюре. Задачи и акценты, которые вы, как хореограф стараетесь выразить через постановку и определяют ваш уровень мастерства. Поэтому не просто хореограф, а хореограф- постановщик начинает проявлять себя все более и более на третьем уровне хореографа.
На этой ступени хореографы понимают, что синхронности в движениях танцоров не достаточно, и они ищут способы реализаций своих замыслов с помощью других композиционных построений и форм.
На четвёртой ступени, мастерство хореографа заметно с первого взгляда, даже не посвящённым в искусство танца людям. Такие хореографы имеют свой собственный ярко выраженный типаж, стиль танца, собственную манеру танцевать и преподавать. Их манера держаться и одеваться являются не только атрибутами принадлежности к стилю танца, но подчеркивает их индивидуальность и творческую натуру. Как правило, мастера-хореографы этого уровня чётко ведут своих учеников по собственному пути, и хорошо развивают у танцоров как технические, так и внутренние навыки хореографии.
Хореографы четвертого уровня постепенно переходят из области рассуждений об искусстве танца и образа, в область практической реализации. Они все более приближаются к тому, чтобы себе и другим, прежде всего через форму танца, пояснить собственные замыслы и образы. Умение работать с учениками и добиваться поставленной художественной цели тоже указывает на то, что хореограф на четвертой ступени. В них все более формируется целостность виденья композиций и образа, а не отдельные связки и элементы танца.
Хореографы четвертой ступени уже понимают, что танец- это не гимнастика, спорт, физкультура или цирк.
Все вышеперечисленное носит соревновательный или развлекательный подтекст, по принцыпу быстрее, выше, сильнее...
И несмотря на то, что движения в цирке медведи и обезьяны выполняют под музыку искусством это не называется.
.
Пятый уровень мастерства хореографа.
Пятая ступень мастерства хореографа - одна из самых «могущественных». Большинство специалистов танца доходит только до этого уровня. Эта та вершина, покидать которую может отважится только «глупец». Хореографы пятого уровня мастерства уже признаны обществом. Под их началом могут быть целые школы-студии, и даже свои системы обучения мастерству хореографии и танца.
В стране это народные артисты балета, признанные балетмейстеры и хореографы. За их плечами множество больших постановок в мире современного танца. Как правило, они чётко определены, и гнут свою политику хореографии. Кроме отточенного собственного стиля они владеют и другими танцевальными напривлениями. У хореографов пятого уровня в арсенале уже несколько систем и шаблонов по подготоке танцоров, и развития у них внутренних качеств. Целостность композиции первична, а визуальные законы восприятия искусства осознаны лично и реализуются.
Отсюда более понятно почему большинство хореографов считает этот этап- уровень окончательным.
По меркам материального мира - это предел совершенства.
Но стоит отметить, что стремление руководить и быть на виду у людей столь велико, что они могут быть руководителями школ танца, но по факту находится на первом-втором уровне. Потому, что в процессе собственного обучения, на пути хореографа пропущены предыдущие этапы становления, и закрепления себя на них. Отсюда видно, что у таких мастеров хореографии есть свои школы, но нет собственного видения и личного стиля, нет своих методик и систем обучения, нет четкого понимания образа и выражения его через форму. Они сами не владеют импровизацией без привязанности к любому танцевальному стилю и музыке.
.
.
Шестая ступень хореографа.
Пройдя все предыдущие этапы мастерства хореографа- хореограф шестого уровня уже совсем по другому относится к себе и танцу. Он вроде как известными методами учит неизвестному. Абсолютно ни в чем не уверен окончательно, уверенно движется вовне. Сомневаясь- не сомневается, в незримом видит ясность, а в бессмысленном смысл. Люди его любят и боятся одновременно, оттого, что не всегда понимают мотивы, но отношение его к людям порождает доверие, а нахождение рядом с ним- уверенность. Такой танцор- хореограф стабилен и не предсказуем одновременно. Как танцор он владеет импровизацией и умеет быстро выстроить вновь рожденные формы танца в замысел. Как хореограф- постановщик не знает границ в образном и абстрактом мышлении. Хореограф шестого уровня прекрасно осознает необходимость конкурсов на некотором этапе, но так же видит их ограниченность в дальнейшем.
Прежде всего такой хореограф рассматривает танец, как искусство, и возможно даже более чем….Танец не существует как хобби или профессия, танец становиться образом жизни. Хореограф шестого уровня продолжает оттачивать свое мастерство ежедневно, и делает это с таким усердием, как будто это последний день. Форма и содержание обрели целостность, а в постановках заметен не только стиль и почерк, но и авторское высказывание.
Хореограф шестого уровня не учит своих учеников запоминать раз и на всегда. Нет у него и четких правил на все случае жизни. Для каждого будет своё. По тому как он одеваются сложно определить чем он вообще занимаются. В его обучении будут прослеживаться все предыдущие уровни мастерства хореографа и танцора. Учит четкости, законам хореографии и импровизации. Учит образу и его отсутствию. Он смело и уверенно пользуется накопленным жизненным и визуальным опытом, но не имеет единственной на все случаи жизни, системы подготовки танцоров. Он не учит техникам танца, его взор и сердце обращены к индивидуальности человека. Абсурд, но его обучение это он сам.
В постановках хореографа шестой ступени вы не увидите исполнителей, как пустую массу тел, пусть даже на сцене будет все ровно и четко. Люди- это не машины и не дрессированные животные, и он это ясно понимает. Раскрытие уникальности человека, посредством техники, танца и искусства- вот его смысл работы с людьми. Его не завлекает признание, слава и награды. Что он может дать заботит его более, чем, то, что получит взамен. Принимая, и опираясь на законы природы такой хореограф учитель легко отпускает, когда пришло время.
Явное отличие пятого и шестого уровня, на шестом уровне хореограф может быть безызвестным, и это не беспокоит его.
Хореограф шестого уровня не танцует только на сцене- он танцует везде. Моет посуду или играет с детьми, путешествует или фотографирует- его движения прекрасны и живы.
Седьмой уровень мастества хореографа.
К радости или к сожалению, но приближение седьмого уровня мастерство хореографа распознать уже невозможно, чтобы увидеть такого мастера им нужно только стать самому.
Последовательно, постепенно шаг за шагом пройдя все ступени исчезает хореограф, танцор, исчезает музыка. Тот, кто сумел понять суть сказанного, если время пришло, поймёт.
Заключение:
Статья: «Семь ступеней хореографа» написана для всех кто интересуется современным танцем, фотографией и духовным развитием. Она написана для тех, кому действительно важно учиться, и открывать непознанные стороны себя. Все люди оказывают ту или иную услугу друг другу, и в тоже время пользуются услугами других. Качество предлагаемых услуг зависит от ступени, на которой находится ваш учитель и вы сами...
Безусловно, в живой природе нет четких линейных определений, тем более разделений на уровни. Например дерево, в нем нет жестких этапов жизни, но есть процесс, динамика развития и жизнедеятельности, от зернышка до плодов на нем.
Приведенные выше уровни хореографов условны(образны), но они помогают понять себя, помогают ответить на постоянные вопросы, появляющиеся на пути жизни танцора, хореографа и балетмейстера: “Куда я двигаюсь?”, “А что же дальше?”. “А может я стаю на месте?”, “Возможно ли по стилю, постановкам и способам тренировок определить свое развитие?” “Что круче первое место или образный танец с собственным высказыванием?” И таких вопросов будем много, и пусть вы, а не члены жюри на конкурсах определяют ваш уровень мастерства.
Возьмите для себя то, что считаете нужным из текста, приведенного выше, и пользуйтесь услугами того хореографа, который вам подходит и которого, заметьте, вы достойны. А со временем вы сами станете хореографом и мастером, вот увидите)).
Но помните, на каком бы уровне вы не были, нужно тренироваться, много тренироваться!
Будьте прекрасны Собой.
Теги
Недавние записи